Художник-иллюзионист Владимир Федотко
Безграничная фантазия этого художника покоряет своей неуемной свободой и ненадуманностью, редким талантом сочетать реальность и сон, живопись и фотографию, искусство и работу в Photoshop. Собирая сюжеты своих работ из множества элементов, Владимир Федотко, словно мозаику, создает свой индивидуальный стиль, доподлинно классифицировать который не так-то просто. Ясно лишь одно – и автор и его творчество заслуживают того, чтобы о них знали.
ОТ РЕДАКЦИИ
Как и в самих работах Владимира Федотко, в окружающем их реальном мире тоже не обходится без юмора и «цирка».
Искренняя попытка нести его творчество дальше в массы порой элементарно приводит впечатлительных особ к попытке передать увиденное через призму своего восприятия, дополняя исходные произведения своими ассоциациями и «украшениями».
Так, например, авторы немногих видеослайдшоу из России, Болгарии, Польши, Франции сопровождают свои ролики такой разнообразной музыкой, что остается только развести руками – Павел Кашин, Danza Rusa de Paco Santiago (Jamendo), Moby – Everloving, Chick Corea – Smile, хор Александрова – Моя любимая... А некий Колян, видимо из желания приобщиться к высокому искусству, публикуя работы Владимира, обеспечил каждую рамочкой в 1/5 самого изображения.
Конечно, бывает, что владельцы некоторых вебсайтов, размещая на своих страницах фотоработы этого художника, в принципе забывают указать имя мастера, тем не менее, оставляя на них надпись с названием своего ресурса.
Иногда сюжеты работ Владимира берутся за основу для инструкций по рукоделию. Так в Интернет не сложно найти схему вышивки крестом, которая так и называется «Владимир Федотко». Для любителей собирать пазлы онлайн тоже найдется развлечение, созданное на основе работ художника.
Очевидно, что творчество Владимира Федотко обладает художественной ценностью, но вот что странно – среди сотен интернет-страниц, публикующих его работы, на сегодня нет ни одной статьи, отражающей взгляд профессионального эксперта.
Мы не исправим эту ошибку, но постараемся чуть ближе представить фигуру автора и его отношение к себе и своему творчеству.
ВЛАДИМИР ФЕДОТКО О СЕБЕ
Будучи человеком с юмором и не желая говорить о себе слишком много, Владимир рассказывает о себе так:
«Родился в Ленинграде, но в 1991 году, по не зависящим от меня причинам, оказался в Санкт-Петербурге, где счастливо проживаю по сей день. Хотя по Ленинграду иногда скучаю.
Окончил институт киноинженеров, затем поступил в университет имени А. И. Герцена на факультет «изобразительное искусство».
Был ночным грузчиком, разведчиком-пулеметчиком, экспрессивным художником, депрессивным бездельником, фотографом (с маленькой камерой и большими амбициями) и чем-то вроде фрилансера.
Есть одна жена и один ребенок».
DIGITAL ART
Поклонник творчества Рубенса, Рембрандта, Вермеера, Климта и Михаила Александровича Врубеля Владимир Федотко признает, что для того, что он делает, устоявшегося, красивого и всеми признанного названия пока не существует. Чаще всего этот вид искусства называют Digital art, то есть цифровое искусство. Особенность этого творчества заключается в сочетании фотографии и рисунка, чтобы изобразить таким образом то, что нельзя просто сфотографировать.
В докомпьютерную эпоху Владимир рисовал каждый день, постоянно преумножая количество своих рисунков. Теперь, когда их накопилось много, он оцифровывает некоторые, раскрашивает их в фотошопе и использует как фоны к своим новым фотопроектам.
В отличие от многих фотохудожников, которые испытывают отвращение к компьютерной обработке, он видит в ней богатый потенциал для создания прекрасных и удивительных изображений. В составе международного объединения «Арт-конфессия» он регулярно участвует в совместных выставках, которые организуют его коллеги. Они уже проходили в Выборге, Москве, Рязани, Гродно, Белгороде, Риге, Вентспилсе, а также в Италии и Германии. Два-три раза в год выставки проходят в Петербурге.
ЦВЕТНЫЕ СНЫ
Кто-то может решить, что его работы сюрреалистичны. Однако сам автор предпочитает избегать этой формулировки, считая это направление чересчур «холодным», идущим скорее от головы, а не от сердца.
Он с немалой долей иронии напоминает, что исторически так сложилось, что многие поколения художников искали вдохновения употребляя различные спирто- и наркосодержащии субстанции, что еще пять тысяч лет назад пещерные люди употребляли по особым случаям «неправильные» грибы, после которых засыпали и видели «цветные» сны, а некоторые из них, страдающие бессонницей и творческим недержанием, наносили граффити прямо на стены общественной пещеры (за что их по утрам частенько били).
Конечно, сам автор произведений, напоминающих яркие красивые сны, не прибегает к подобному стимулированию творческого вдохновения. Современному человеку вполне достаточно токсинов, получаемых в процессе обычной прогулки по улицам большого города, еды из ближайшего Макдонольдса и просмотра телевизора. Образы драконов, русалок и других мифических существ начинают рождаться сами собой.
Чаще всего главными действующими лицами в работах Владимира являются женщины, и он вновь со свойственной ему легкой иронией комментирует эту особенность своего творчества: «Конечно, это следствие старомодного воспитания и дремучая патриархальность непростительная для современного художника, но мне нравятся именно женщины (особенно красивые и умные). С ними просто приятней работать».
В действительности сюжеты работ Владимира Федотко зачастую складываются в процессе знакомства и общения с его моделями, натурами. Иногда придуманная история настолько захватывает художника, что возникают внутрисюжетные связи между разными проектами, и мы видим такие работы как «Невеста дракона» и «Вдова дракона». Для них позировали две разные девушки. В первой части – это ожидание встречи с неизвестным (загадочным и немного пугающим), при этом героиня старается выглядеть достойно и торжественно. Во второй части – состояние трагичной потерянности (и не то чтобы она его сильно любила, но вот, как жить без него, она не знает).
Во многих работах развитие получила тема цирка, где реальность и вымысел существуют одновременно, не нарушая при этом тонкую гармонию восприятия. Приятно думать, что среди незатейливой повседневности существует такой передвижной островок веселья, доброты, фантазии и свободы, как воображаемый цирк Владимира Федотко.
Отдельная история связана с появлением в работах мастера образа Деда Мороза. В далекие годы, когда нормальных открыток еще не было, его попросили нарисовать что-то необычное. Он сделал «Переход Деда Мороза и Снегурочки через государственную границу Лапландии». Заказчику не понравилось, зато понравилось самому Владимиру, и тема получила продолжение.
Сейчас автора вдохновляет тема «Дегустация», и, возможно, уже скоро зрители смогут лично оценить результат.
Примечательно, что работы Владимира Федотко продаются. Размер файлов достаточно большой, ведь все исходники снимаются на камеру Canon 5D Mark II, и лучше всего работы смотрятся при широкоформатной печати на холсте. Пока самый большой отпечаток был три на четыре метра. Были также перекидные календари формата А3 и настенный календарь формата А2.
ИЗ ИСТОРИИ СЮЖЕТОВ
Будучи человеком с юмором, Владимир Федотко не только придумывает интересные сюжеты к своим произведениям, но и охотно делится историями их создания, облекая их в ироничные и увлекательные рассказы.