Профессия визажист

Эта профессия привлекает своим творческим началом, где термин "творчество" синоним благозвучному и манящему слову "свобода". Девушки, желающие сменить привычный образ жизни, размеренный и определенный офисный стиль на блеск софитов, модные показы, шоу, фото- и видео-проекты, мир кино и телевидения, часто выбирают профессию визажиста, стилиста и открывают себе дверь в яркий бизнес fashion-индустрии.
Сфера практической деятельности визажиста – салоны красоты, модельные агентства, киностудии, театры, телевидение, фотостудии, бутики косметики, брендовые мэйк-ап студии и др. В нашей стране визажисты предпочитают в большинстве случаев работать частным образом, на себя, так как процент, который приходится отдавать компаниям, достаточно велик (от 50%). Для обеспечения стабильного дохода можно реализовываться сразу в нескольких сферах, совмещать занятость в компаниях с частной практикой. Краткосрочные курсы (в среднем, от 1 мес. до полугода) дают зеленый свет скорому старту новой жизни. Для многих именно соотношение времени обучения и финансовой перспективы (труд визажиста считается высокооплачиваемым видом деятельности) является определяющим при выборе, на кого пойти учиться, чтобы быть ближе к моде.
Однако не все так просто и заманчивые перспективы могут так и остаться перспективами и мечтами. Чтобы реализация себя в профессии стала успешным проектом, следует быть осведомленным в области специфики работы визажиста.
Визажист – специалист в области макияжа, создания образа с помощью средств искусства макияжа. Главные обязанности визажиста – корректировка контура лица, маскировка основных недостатков, подчеркивание отдельных черт лица, нанесение макияжа с учетом требований, пожеланий и предпочтений клиента, индивидуальный подбор косметических средств, знание декоративной косметики.
Одним из специфичных моментов профессии является соотношение высокой оплаты деятельности визажиста и средний уровень спроса на рынке труда в России. С другой стороны – количество выпускаемых визажистов, визажистов-стилистов, визажистов-косметологов и визажистов-имиджмейкеров в нашей стране идет по нарастающей динамике. Это означает довольно высокий уровень конкуренции среди специалистов beauty-making. Однако следует заметить, что, возможно, конкуренция в данном сегменте одна из наиболее справедливых и здоровых!
В конечном счете, востребованность визажиста определяет не количество кубков, наград и побед на профессиональных конкурсах (хотя они являются существенным бонусом), не количество оконченных школ – зарубежных или отечественных, а его практические наглядные навыки, визуальные результаты его творческой деятельности. Что это? Его портфолио, отзывы клиентов (сарафанное радио) и профессиональный авторитет (репутация), опыт работы. Путь от начинающего художника по лицам до звездного стилиста определяется качественным подходом к каждому следующему этапу, трепетное отношение к своей работе и к ее результатам, постоянное совершенствование и поиск нового.
В тот момент, когда практика отрывается от теории воплощением творческого видения, закладывается фундамент успешного мастера в области искусства профессионального макияжа. Поэтому можно с уверенностью сказать, что на пути к успешной реализации в профессии немаловажную, почти определяющую роль играют личностные качества визажиста, особенности его натуры. К успеху приведут такие врожденные черты характера как художественный вкус, хорошие коммуникативные навыки, доброжелательность, развитое пространственное и образное мышление, аккуратность, эмоциональная устойчивость, чувство такта и пунктуальность.
Это не пожелания, а вполне конкретные условия организации деятельности визажиста. В Должностной инструкции в пункте 1.6. одним из требований к знаниям профессионального визажиста является знание основ психологии (должностные инструкции разрабатываются не под конкретное наемное лицо, а под определенную профессию, которая зарегистрирована в классификаторе существующих профессий). Так что востребованный визажист обязательно еще и психолог.

Специфика профессиональной реализации визажистов на рынке услуг индустрии красоты в нашей стране
Начинающие визажисты развиваются в основном по типичной схеме профессионального роста:
- профессиональные курсы
- накопление опыта (сотрудничество с профессиональными фотографами, участие в сборной "солянке" из визажистов-новичков для дизайнерского показа)
- реклама – коммерческая деятельность
- собственные творческие проекты, работа со звездами и медийными лицами.
Второй этап – это целый мир и круговерть, уникальное явление, на мой взгляд, определяющее специфику реализации красивых услуг на нашем рынке. Оно носит название TFP ("Time for Print (англ. Время за распечатки)) — это термин, используемый во многих фото-сообществах с описанием соглашения между моделью и фотографом. Вместо того, чтобы платить друг другу за услуги, фотограф соглашается предоставить модели определенное количество отпечатков лучших фотографий с сессии и ограниченную лицензию на использование этих снимков в обмен на подписание релиза модели....."ист.Википедии). Для визажиста это означает "поработать за фотографии". Иначе говоря, мир TFP – это мир взаимовыгодного бартера, обмена услугами.
Мир фэшн-индустрии – это взаимосвязь деятелей различных творческих и деловых сред – дизайнеров, визажистов, стилистов, имиджмейкеров; это фотографы, СМИ, косметические компании и проч. И в России миром этим правит бартер, условно бесплатный обмен условно взаимовыгодными услугами, в основе которого положено умение договариваться и выбирать партнеров. Бартер может быть качественным и некачественным. Качественный бартер – это такое сотрудничество, которое подразумевает партнерство профессионалов, имеющих схожий уровень профессионального мастерства в своем ремесле, необходимые ресурсы и расходные материалы для осуществления своей творческой идеи и получения результата такого уровня качества, на который рассчитывали.
Еще одна отличительная сторона такого вида бартера – он не бывает бесплатным.
Большинство визажистов допускают самую распространенную ошибку на пути своего карьерного роста, которая весьма специфична именно для России: они идут по пути наименьшего сопротивления и попадают в сети некачественного бартера – это сотрудничество с непрофессиональными фотографами-любителями и новичками в фотографии, с непрофессиональными моделями, выбор в пользу средств декоративной косметики масс-марок, отличающихся низкими ценами и низким качеством. Задача по сложению халявы и ожиданию достойного результата, который будет увековечен на ваших собственных рекламных источниках, равна нулю.
Специфика европейского способа оказания взаимовыгодных услуг такова – визажисты либо предоставляют свои услуги на коммерческой основе, либо сами платят за получение портфолио (потому как никто не готов работать бесплатно), что относится к новичкам, либо это качественный бартер, потому как некачественный не имеет смысла и перспективы. Визажист в г. Барселона (Испания) в среднем зарабатывает частным путем от 150-250 евро за свадебный макияж (в зависимости от своей квалификации и востребованности), средняя стоимость создания образа для фотосессии составляет 300 евро, без учета стоимости услуг парикмахера-стилиста. Поэтому частный труд визажиста в Испании можно действительно назвать высокооплачиваемым. Спрос на услуги стилистов в целом – в разы выше, чем на российском рынке труда.
Еще одной особенностью профессиональной реализации визажиста в Европе являются очень распространенные и востребованные акции от различных брендовых косметических марок – работа в открытых мэйк-ап студиях, рассчитанная на рекламу косметических декоративных средств и прямые активные продажи. В одном торговом комплексе на едином пространстве могут функционировать сразу пять или шесть открытых make-up студий. Европейские клиенты более открыты к восприятию услуг визажиста-стилиста. Профессиональный макияж – такая же социально-адаптированная вещь, как, скажем, маникюр или прическа.

Специфичность реализации визажистов обусловлена таким фактором как локализация деятельности. Мы можем рассматривать как поле для карьерного роста мастеров по профессиональному макияжу в большинстве случаев только крупные города, мегаполисы. Однако с популяризацией профессии – благодаря актуальности модных проектов в СМИ, на телевидении, проведению Фестивалей Красоты, Недель Моды в нашей стране – перспективы развития и профессиональной реализации выглядят все более оптимистично. Воплощение перспектив в успешные проекты в реальности, на мой взгляд, зависит от отношения специалистов к своему труду, от их выбора в пользу каждого последующего шага с высоким коэффициентом качества.
Виргиния Верц (Beauty&Style Studio Virginia Verc) для Красиво.СПб
фото: Раиса Канарева, Игорь Талов, Ивано Курилов.
фото: Раиса Канарева, Игорь Талов, Ивано Курилов.
опубликовано: 01.09.2013
тэги: визаж