для профи
клиентам
СПРАВОЧНИК индустрии красоты Петербурга
 

 

Художник-иллюзионист Владимир Федотко. Шахерезада (фрагмент). Фото: Владимир Федотко, Модель: Наталия Задорная.

Художник-иллюзионист Владимир Федотко

Безграничная фантазия этого художника покоряет своей неуемной свободой и ненадуманностью, редким талантом сочетать реальность и сон, живопись и фотографию, искусство и работу в Photoshop. Собирая сюжеты своих работ из множества элементов, Владимир Федотко, словно мозаику, создает свой индивидуальный стиль, доподлинно классифицировать который не так-то просто. Ясно лишь одно – и автор и его творчество заслуживают того, чтобы о них знали.

 

Владимир Федотко: Тихий час. Модель - Ольга Некрасова. ОТ РЕДАКЦИИ

 

Как и в самих работах Владимира Федотко, в окружающем их реальном мире тоже не обходится без юмора и «цирка».

Искренняя попытка нести его творчество дальше в массы порой элементарно приводит впечатлительных особ к попытке передать увиденное через призму своего восприятия, дополняя исходные произведения своими ассоциациями и «украшениями».

Так, например, авторы немногих видеослайдшоу из России, Болгарии, Польши, Франции сопровождают свои ролики такой разнообразной музыкой, что остается только развести руками – Павел Кашин, Danza Rusa de Paco Santiago (Jamendo), Moby – Everloving, Chick Corea – Smile, хор Александрова – Моя любимая... А некий Колян, видимо из желания приобщиться к высокому искусству, публикуя работы Владимира, обеспечил каждую рамочкой в 1/5 самого изображения.

Конечно, бывает, что владельцы некоторых вебсайтов, размещая на своих страницах фотоработы этого художника, в принципе забывают указать имя мастера, тем не менее, оставляя на них надпись с названием своего ресурса.

Иногда сюжеты работ Владимира берутся за основу для инструкций по рукоделию. Так в Интернет не сложно найти схему вышивки крестом, которая так и называется «Владимир Федотко». Для любителей собирать пазлы онлайн тоже найдется развлечение, созданное на основе работ художника.

Очевидно, что творчество Владимира Федотко обладает художественной ценностью, но вот что странно – среди сотен интернет-страниц, публикующих его работы, на сегодня нет ни одной статьи, отражающей взгляд профессионального эксперта.

Мы не исправим эту ошибку, но постараемся чуть ближе представить фигуру автора и его отношение к себе и своему творчеству.

 

 

ВЛАДИМИР ФЕДОТКО О СЕБЕ

 

Будучи человеком с юмором и не желая говорить о себе слишком много, Владимир рассказывает о себе так:

«Родился в Ленинграде, но в 1991 году, по не зависящим от меня причинам, оказался в Санкт-Петербурге, где счастливо проживаю по сей день. Хотя по Ленинграду иногда скучаю.

Окончил институт киноинженеров, затем поступил в университет имени А. И. Герцена на факультет «изобразительное искусство».

Был ночным грузчиком, разведчиком-пулеметчиком, экспрессивным художником, депрессивным бездельником, фотографом (с маленькой камерой и большими амбициями) и чем-то вроде фрилансера.

Есть одна жена и один ребенок».

 

Владимир Федотко: Солнечный ветер.

 

Владимир Федотко: Романтический портрет на фоне толчёных изумрудов и гранатовой пыли. Модель - Виктория Винклер-Ганиева.

 

DIGITAL ART

 

Поклонник творчества Рубенса, Рембрандта, Вермеера, Климта и Михаила Александровича Врубеля Владимир Федотко признает, что для того, что он делает, устоявшегося, красивого и всеми признанного названия пока не существует. Чаще всего этот вид искусства называют Digital art, то есть цифровое искусство. Особенность этого творчества заключается в сочетании фотографии и рисунка, чтобы изобразить таким образом то, что нельзя просто сфотографировать.

В докомпьютерную эпоху Владимир рисовал каждый день, постоянно преумножая количество своих рисунков. Теперь, когда их накопилось много, он оцифровывает некоторые, раскрашивает их в фотошопе и использует как фоны к своим новым фотопроектам.

В отличие от многих фотохудожников, которые испытывают отвращение к компьютерной обработке, он видит в ней богатый потенциал для создания прекрасных и удивительных изображений. В составе международного объединения «Арт-конфессия» он регулярно участвует в совместных выставках, которые организуют его коллеги. Они уже проходили в Выборге, Москве, Рязани, Гродно, Белгороде, Риге, Вентспилсе, а также в Италии и Германии. Два-три раза в год выставки проходят в Петербурге.

 

 

ЦВЕТНЫЕ СНЫ

 

Кто-то может решить, что его работы сюрреалистичны. Однако сам автор предпочитает избегать этой формулировки, считая это направление чересчур «холодным», идущим скорее от головы, а не от сердца.

Владимир Федотко: Секретная кулинария. Модель - Ольга Сухаревская.

Владимир Федотко: Грибная аптека. Модель - Ирина Кириллова.

Он с немалой долей иронии напоминает, что исторически так сложилось, что многие поколения художников искали вдохновения употребляя различные спирто- и наркосодержащии субстанции, что еще пять тысяч лет назад пещерные люди употребляли по особым случаям «неправильные» грибы, после которых засыпали и видели «цветные» сны, а некоторые из них, страдающие бессонницей и творческим недержанием, наносили граффити прямо на стены общественной пещеры (за что их по утрам частенько били).

Конечно, сам автор произведений, напоминающих яркие красивые сны, не прибегает к подобному стимулированию творческого вдохновения. Современному человеку вполне достаточно токсинов, получаемых в процессе обычной прогулки по улицам большого города, еды из ближайшего Макдонольдса и просмотра телевизора. Образы драконов, русалок и других мифических существ начинают рождаться сами собой.

Чаще всего главными действующими лицами в работах Владимира являются женщины, и он вновь со свойственной ему легкой иронией комментирует эту особенность своего творчества: «Конечно, это следствие старомодного воспитания и дремучая патриархальность непростительная для современного художника, но мне нравятся именно женщины (особенно красивые и умные). С ними просто приятней работать».

В действительности сюжеты работ Владимира Федотко зачастую складываются в процессе знакомства и общения с его моделями, натурами. Иногда придуманная история настолько захватывает художника, что возникают внутрисюжетные связи между разными проектами, и мы видим такие работы как «Невеста дракона» и «Вдова дракона». Для них позировали две разные девушки. В первой части – это ожидание встречи с неизвестным (загадочным и немного пугающим), при этом героиня старается выглядеть достойно и торжественно. Во второй части – состояние трагичной потерянности (и не то чтобы она его сильно любила, но вот, как жить без него, она не знает).

 

Владимир Федотко: Невеста дракона. Модель - Люлька Коломчикова. Владимир Федотко: Вдова дракона. Модель - Виктория Победова.

 

Владимир Федотко: Ваш выход!

Во многих работах развитие получила тема цирка, где реальность и вымысел существуют одновременно, не нарушая при этом тонкую гармонию восприятия. Приятно думать, что среди незатейливой повседневности существует такой передвижной островок веселья, доброты, фантазии и свободы, как воображаемый цирк Владимира Федотко.

Отдельная история связана с появлением в работах мастера образа Деда Мороза. В далекие годы, когда нормальных открыток еще не было, его попросили нарисовать что-то необычное. Он сделал «Переход Деда Мороза и Снегурочки через государственную границу Лапландии». Заказчику не понравилось, зато понравилось самому Владимиру, и тема получила продолжение.

Сейчас автора вдохновляет тема «Дегустация», и, возможно, уже скоро зрители смогут лично оценить результат.

Примечательно, что работы Владимира Федотко продаются. Размер файлов достаточно большой, ведь все исходники снимаются на камеру Canon 5D Mark II, и лучше всего работы смотрятся при широкоформатной печати на холсте. Пока самый большой отпечаток был три на четыре метра. Были также перекидные календари формата А3 и настенный календарь формата А2.

 

 

ИЗ ИСТОРИИ СЮЖЕТОВ

 

Будучи человеком с юмором, Владимир Федотко не только придумывает интересные сюжеты к своим произведениям, но и охотно делится историями их создания, облекая их в ироничные и увлекательные рассказы.

 

Владимир Федотко: Морская прогулка. Модель - Ольга Сухаревская.  

«Морская прогулка» и ультрамаринизм

 

10 октября 2010 года исполнилось 150 лет со дня рождения выдающегося художника, основателя ультрамаринизма (подводного морского пейзажа) Степана Петровича Брыся. Его знакомство с подводным миром произошло уже в трехлетнем возрасте, когда он выпал из родительского баркаса и лишь через несколько минут был вытащен с пятиметровой глубины.

Эти первые яркие впечатления (на фоне гипоксии ) определили всю дальнейшую судьбу Степана Петровича. В двенадцать лет он грунтовал холсты у Айвазовского, а уже в шестнадцать начал самостоятельную практику, мечтая показать истинную, скрытую от многих красоту морей и океанов (в сущности, он продолжил дело своего учителя, но на другом, более глубоком уровне).

Будучи честным человеком и ответственным художником Брысь все свои картины писал только с натуры. Первые из них он делал методом свободного погружения – нырял и, задерживая дыхание, делал несколько быстрых мазков (видимо, из-за этого его ранние работы отличает крайне экспрессивная манера исполнения).

Когда Степану Петровичу удалось собрать полный водолазный комплект, картины стали спокойней и гармоничней. В 1893 году во время шторма с английского парохода волной смыло шпионскую подводную лодку. Художник ее нашел и переоборудовал в подводную мастерскую. Вскоре после этого картины Брыся достигли такого совершенства, что на заключительных этапах работы доверчивые рыбки пытались в них заплыть (при этом, тыкались носами в картину, придавая красочному слою неповторимую фактурность).

В конце жизни Степан Петрович почти не покидал свою мастерскую, все силы отдавая работе, пока в 1911 году не произошла трагедия . Мимо проплывал очень пожилой, но не утративший любознательности кит. Он засмотрелся на портрет одинокой рыбы, висевший на стене мастерской, потерял сознание и вскоре (через 43 минуты) захлебнулся, заблокировав своим телом выход из мастерской. Более двух недель Степан Петрович терпел недостаток еды, воздуха и вынужденную гиподинамию. На 15 день его терпение (одновременно с воздухом) закончилось. Душа художника отправилась изучать небесный океан, а на дне осталась коллекция уникальных картин.

P.S. Удивительная и трагическая судьба С.П. Брыся вдохновила А. Беляева на написание романа «Человек-амфибия».

 

Владимир Федотко: О происхождении русалок.  

«О происхождении русалок»

 

В 2009 году группа преподавателей естественнонаучного университета (этнографов, филологов, палеонтологов и пара разнополых лаборантов-ихтиологов) в ходе студенческих волнений оказалась на трое суток заблокирована в тесном кабинете проректора без еды и воды (только мини-бар и 300 грамм странной травы, изъятой накануне в студенческом общежитии). В этих непростых условиях они провели неожиданный и мощный мозговой штурм, сопоставили новейшие научные данные с древнейшими легендами и сказаниями, в результате чего пришли к сенсационному выводу – оказывается, русалки – это не мифические существа, а реально существовавшие биологические объекты!

Дело в том, что еще до середины ХIV века в некоторых водоемах Европы встречались гигантские большеротые окуни и реликтовые сомы. Эти рыбы, отличаясь исполинскими размерами, огромной пастью и маленьким мозгом, глотали все, что им попадалось, а иногда случалось так, что попадались им и юные купальщицы. Проглотить их целиком рыбы были не в состоянии (ровно, как и выплюнуть) и застрявшие в пасти девушки чаще всего становились причиной гибели этих удивительных рыб. Но в редких случаях, при удачном совпадении некоторых физиологических особенностей девушки и рыбы образовывали устойчивый симбиоз и могли существовать так весьма продолжительное время, питаясь добытыми на мелководье раками и отнятой у местных рыбаков провизией (именно эти вынужденные экспроприации и стали основой для многих дошедших до нас легенд о прекрасных, но коварных русалках).

 

Владимир Федотко: Последний дракон. Модель - Con Mime.  

«Последний дракон»

 

В августе 1483 года возле местечка Шварцбург был убит последний дракон (отсутствие природоохранного законодательства и предвзятое отношение местных жителей к этим редким животным не оставило им шансов на выживание). А уже спустя три месяца скончался (не оставив потомства) убивший дракона Благородный Рыцарь. Кстати, эта порода людей (Благородных Рыцарей) была так же крайне нежизнеспособна, как и драконы, на которых они традиционно охотились. И причиной этого явилась не только странная манера Благородных Рыцарей – не добивать поверженных врагов (те, чаще всего, умирали сами – долго и мучительно), а то обстоятельство, что Благородные рыцари очень плохо размножались.

Дело в том, что процесс зачатия предусматривает целый ряд не слишком почтительных действий по отношению к Прекрасной Даме, поэтому, по-настоящему благородные рыцари не размножались, а численный рост народонаселения шел за счет усилий более прозаичных персонажей. Вот так и закончилась романтичная эпоха.

 

 

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

 

СУПЕРреализм в работах Владимира Федотко

искусствовед Элина Николаева для Красиво.СПб

Понимание работ Владимира Федотко не исчерпывается определением вида искусства, в рамках которого он работает. Digital art или цифровое искусство чаще всего предполагает создание художественного произведения целиком при помощи компьютерных технологий. Но автор нередко берет за основу собственные рисунки и наброски, сделанные в совершенно традиционных техниках.

Жанр же его работ складывается из сочетания реального и ирреального – а это известный прием фэнтези. Литературная составляющая и художественных произведений, и сопровождающих их текстов впрямую отсылает к этому жанру – в фантастическое повествование органично вплетаются убедительные мелочи, подтверждающие возможность описываемой ситуации. Реалистичные подробности нереальных ситуаций – здесь вспоминается и традиция братьев Стругацких, и Толкина, и даже мира Джоан Роулинг.

Умберто Эко как-то заметил, что особенностью миропонимания человека XXI века является вера во все на свете: не только в русалок и домовых, как поется в известной песенке, но и в параллельный миры, тамплиеров, конец света и т. д. Человек хочет быть «обманутым» и рад возможности обмануться. Выдуманный мир возвращает повзрослевших фантазеров в потерянную реальность сказки, восстанавливает веру в чудеса. И искушение остаться в сумбурном мире со странной логикой чуть-чуть подольше действительно велико. Может быть, этим и объясняется чрезвычайная популярность фэнтези? Но большинство художников этого жанра погружаются без остатка в синтетическую реальность, которая никак не соприкасается с окружающим миром.

Работы художника Федотко выполнены с совершенно другой интенцией – они позволяют на миг почувствовать себя на месте модели, поучаствовать в происходящем, окунуться в мир чудесных, как будто навеянных сном образов. И именно этот подход определяет концепцию автора, выделяет его среди других.

 

«Все хорошие книги сходны в одном, – когда вы дочитаете до конца, вам кажется, что все это случилось с вами», – строчки Хемингуэя можно отнести и к работам художника. Именно этого личностного «сочувствования» часто не хватает в произведениях современных авторов. А отстраненность и мудрствование часто пугает и вызывает непонимание. Характерной особенностью творчества Федотко, напротив, является предельно личностный подход, отсутствие тяги к обобщению, к идеализации. Героини и герои как будто только что пришли с работы, разулись – и внезапно окунулись с головой в сказочный мир, неожиданно для себя не испугались, а почувствовали себя в нем абсолютно органичной частью, не удивились чеширским котам и драконам, сразу же включились в игру и стали жить по правилам новой реальности. Таковы «Переход», «Дозор» или «Цирк приехал». Надо отметить, что наиболее удачные работы автора – это именно сюжетное, абсурдистское повествование, отдаляющееся от фотопортретирования и приближающееся к живописи сюра.

Существуют и работы, в которых действительность видимо расслаивается. Таковы «Ваш выход» и «Вперед и вверх», которые представляет симбиоз плоскостного рисунка фона и живой модели, которая своим танцем ломает 2D-реальность. В таких изображениях в качестве задника нередко используются оцифрованные живописные и графические листы.

В работах Владимира не встретить привычной отстраненности цифрового художника, направление его творчества характеризуется иными качествами: это своего рода «суперреализм», в котором встречаются живая натура, традиционная живопись и технология – и становятся неразрывным целым.

 

* * *
Владимир Федотко: Вечерний обход маленького, но буйного королевства. Модель - Виктория Винклер-Ганиева.

 

Материал подготовили: Ольга Карпёнок, Андрей Васильев-Рысовский.

Изображения работ предоставлены Владимиром Федотко
Модели в работах, опубликованных в статье:
Виктория Винклер-Ганиева, Виктория Победова, Ольга Сухаревская, Люлька Коломчикова,
Ирина Кириллова, Ольга Некрасова, Con Mime, Наталия Задорная и др.

 

 

 

ПОДБОРКА РАБОТ ВЛАДИМИРА ФЕДОТКО от Красиво.СПб
 
| О проекте | Контакты | Размещение информации |
© Красиво.СПб 2004—2017
Справочник индустрии красоты Санкт-Петербурга
НАЙТИ САЛОН по услуге
по названию
по адресу